Дом Севастьянова находится в городе Екатеринбурге, на берегу Верх-Исетского пруда (рядом с плотиной) и пересечении улиц Ленина и Горького. Также встречается под именем Дома профсоюзов.
Являет собой дворец, возведённый на заре 19 столетия (доводился до совершенства в период с 1863 по 1866 годы) – прекрасный образчик архитектуры своего времени, контрастирует на фоне современных городских строений своей ретро-нарядностью.
Воплощение новой готики является единственным в своем роде на территории Урала. Является одним из объектов культурного наследия федерального масштаба.
Прежде чем стать владением коллежского асессора Севастьянова Николая Ивановича, здание принадлежало нескольким хозяевам. Новый собственник принялся за реконструкцию, подразумевающую наслоение на классический остов замысловатого фасадного декора в стилистике неоготики вкупе с барочными деталями.
Проект был грандиозным, так и не воплотились еще один бельведер и балкон на северо-западе строения, их заменила лоджия из дерева в три ажурных яруса, которая так и дошла до наших дней. Фасад у пруда обрамляла парадная анфилада с вместительной двухмаршевой лестницей, двухсветным залом, декорированным в неоготичной стилистике, а также круглый зал в углу – воплощение неоренессанса, он упирался в пологий купол, соединенный проходом с трехкомнатной анфиладой, обращенной к сегодняшнему проспекту Ленина. Одна из них и сегодня может похвастаться роскошным камином из мрамора, над которым висит зеркало в стиле второго рококо.
Торцы и внутренние фасады не декорированы, между соседним участком проспекта и домом ранее стояли ворота из двух устоев с калиточными проемами стрельчатой формы.
Получив повышение Севастьянов уехал в Петербург, а его дом был передан казне. С 1874 года внутри базировался Окружной суд, тогда же убрана деревянная лоджия и прорублена граненая арка, соединившая двухсветный зал с ротондой – помещение стали использоваться в качестве заседательского. С 1914 здание начинают расширять, к торцам главного объема в форме буквы Г присоединялись дополнительные строения. С внешней стороны декор новых корпусов соответствовал общей стилистике, с внутренней – отнюдь. Достроили лишь один из запланированных корпусов, проезд во двор, расположенный на первом этаже, был сохранен. Сейчас его нет, «благодаря» советскому периоду. Также сняты львиные фигуры с падучевского фронтона, остались лишь обломки одной из них.